Ikarus 280
Первые образцы сочленённого городского автобуса Ikarus 280 выпускался с 1973 г. Серийное производство началось в 1974 г.
Ikarus 280 состоял из двух частей - тягача и прицепа, которые были соединены шарнирным узлом сочленения. На нём устанавливался тот же дизель RABA-MAN D2156HM6U мощностью 192 л.с., что и на Ikarus 260, размещённый в базе тягача. В салоне располагались 37 сидений, из них 22 в тягаче и 15 в прицепе. Суммарная вместимость составляла 168 человек. Посадка и высадка пассажиров осуществлялась через четыре четырёхстворчатых двери.
Поставки Ikarus 280 начались уже в начале 1976 г. В отличие от Ikarus 260 и более ранних моделей (66, 620), Ikarus 280 широко использовались на всей территории страны. Это было обусловлено тем, что одиночным "Икарусам" транспортники нередко предпочитали отечественные ЛиАЗ-677, которые были дешевле, проще в обслуживании и легче обеспечивались запчастями. При этом мирились с тем, что ЛиАЗ потреблял больше топлива (причём бензина), а затяжные подъёмы, особенно в жаркую погоду, нередко становились для него непреодолимым препятствием. "Гармошка" же не имела отечественных аналогов.
В СССР поставлялись следующие модификации Ikarus 280:
- Ikarus 280.00. Машины этой модификации из первых выпущенных партий поступили в 7 АП Москвы в январе 1976 г. Их отличием от массово поставлявшихся Ikarus 280.01 было то, что передняя створка передней двери служила для входа водителя.
- Ikarus 280.01. Эта модификация оснащалась двигателем RABA-MAN D2156HM6U мощностью 192 л.с. и КПП ASH 75.2-A8. Внешне эти автобусы ранних серий выпуска можно было опознать по форточкам в ? окна, расположенным через окно. Поручни в салоне были белого цвета, кабина водителя не отделялась от салона. В 1981 г Ikarus 280.01 подвергся небольшой модернизации, в результате форточки увеличились до ? окна, поручни в салоне стали чёрными.
- Ikarus 280.33. Эта модификация выпускалась с 1984 г вместо Ikarus 280.01. Её единственным отличием была КПП ZF S6-90U. С 1988 г автобусы поставлялись с перегородкой, отделявшей кабину водителя от салона. Перегородка была выведена на переднюю стойку кузова и имела дверь в салон.
- Ikarus 280.48. Модификация, поставлявшаяся в 1987-1989 гг. Отличалась от Ikarus 280.33 оформлением салона: как и на Ikarus 260.50 и Ikarus 263 были установлены новые сиденья с боковыми пластиковыми ручками и новые плафоны освещения с люминисцентными лампами.
- Ikarus 280.64. Модификация, выпускавшаяся и поставлявшаяся с 1989 г. Внешне отличалась двухстворчатыми дверями и подфарниками в бампере. Ikarus 280.64 красились целиком в жёлтый цвет, но могли иметь белые двери. - Ikarus 260.63. Эта модификация отличалась от Ikarus 280.64 четырёхстворчатыми дверями и двигателем с турбонаддувом мощностью 220 л.с..
В небольшом количестве в СССР поступали и пригородные модификации. Они отличались четырёхрядной компоновкой салона и двумя или тремя входными дверями. Над сиденьями устанавливались сетки для багажа.
Поставки Ikarus 280 продолжались и после распада СССР. Приобретались как автобусы в сборе, так и машинокомплекты, дособиравшиеся в России. В начале девяностых немало Ikarus 280 поступило из бывшей ГДР - это были "немецкие" модификации 280.02 (городская) и 280.03 (пригородная). От выпускавшихся для СССР автобусов они отличались следующим:
- отсутствием форточек в окнах;
- поручни на подножках дверей располагались не в центре, а справа;
- вместо бездисковых устанавливались дисковые колёса.
Многие Ikarus 280 после капитального ремонта превратились в Ikarus 280K. Поскольку узел сочленения изнашивался быстрее других частей кузова, автобусы переделывали в одиночные, приваривая к тягачу заднюю часть прицепа с дверью. Внешне от Ikarus 260 эти машины можно отличить по шву на крыше (иногда и в салоне, если при ремонте он не был закрыт декоративной обивкой).
В 1988-1991 гг 58 Ikarus 280, чьи двигатели выработали свой ресурс, были отправлены на СВАРЗ, где переделана в троллейбусы, которые эксплуатировались в Москве. Эти машины имели обозначение "СВАРЗ-Икарус".
В настоящее время в России и странах СНГ продолжают эксплуатироваться многочисленные Ikarus 280. Основную их массу составляют машины либо из советских поставок, либо российской сборки (Тушино, Яхрома и т.д.). Подержанные автобусы из Германии были списаны к концу девяностых.
Вернуться на главную | Вернуться к списку производителей | Вернуться к Ikarus |