Volvo F89
В 1970 г Volvo представила новый магистральный седельный тягач F89. Он являлся развитием предыдущей серии F88 и внешне отличался оформлением передней части кабины. Тягач оснащался дизельным шестицилиндровым двигателем TD120A с турбонаддувом мощностью 330 л.с. и 16-ступенчатой КПП. Как и F88, новое семейство предлагалось с различными вариантами колёсной формулы. Выпуск F89 продолжался до 1977 г, когда в серию пошли новые тягачи серий F10 и F12.
Volvo F89 стали первыми автомобилями этой марки, которые поставлялись в СССР. В конце шестидесятых основным советским седельным тягачом, использовавшимся для междугородных перевозок был МАЗ-504В. Именно он использовался для оснащения элитного автотранспортного предприятия "Совтрансавто", осущестлявшего международные перевозки. Однако уже тогда ни он, ни чешские Škoda-706RTTN, широко поставлявшиеся в СССР и также использовавшиеся "Совтрансавто", не отвечали мировым стандартам. Ненамного лучше выглядел и трёхосный МАЗ-515, выпускавшийся для "Совтрансавто" небольшими сериями. Было очевидно, что необходима закупка седельных тягачей за рубежом, причём не в соцлагере, а в капиталистических странах.
После испытаний закупленных образцов выбор пал на Volvo F89. Это было закономерно - F89 на тот момент был самым совершенным магистральным тягачом в Европе, да и, пожалуй, во всём мире. Немаловажным был и тот факт, что фирма Volvo уже в 1969 г зарегистрировала свой торговый знак в СССР. Наконец, нейтральная Швеция, не состоявшая в НАТО и других военных блоках, была привлекательным партнёром и с политической точки зрения.
В 1973 г водители предприятия "Совтрансавто-Ленинград" отправились в ГОтенбург, где получили 27 новых тягачей Volvo F89-32 (с колёсной формулой 6×2 и вывешиваемой третьей осью) и перегнали их своим ходом в СССР. Интересно, что машины первой серии изначально предназначались для работы в качестве лесовозов и имели соответственно усиленную конструкцию. Тем не менее, в СССР они эксплуатировались с обычными полуприцепами отечественного производства, нередко привлекаясь для перевозки легковесных грузов. F89 пользовались у водителей уважением за высокие эксплуатационные характеристики и комфорт - кабина имела два удобных спальных места, оснащалась эффективным автономным отопителем и даже холодильником.
После того, как машины первой партии выработали свой заявленный ресурс, они были возвращены в Швецию. Их изучение дало специалистам Volvo бесценные сведения об эксплуатации машин в тяжёлых советских условиях и позволило улучшить конструкцию последующих поколений грузовиков этой марки. Взамен была получена новая партия тягачей. В их конструкции были учтены пожелания советских водителей, например, увеличена ёмкость топливных баков. Интересно, что когда советские транспортники предложили специалистам Volvo поместить один из тягачей, прошедших миллион километров, в заводской музей, те отказались. Они мотивировали это тем, что для Volvo такой пробег не является чем-то необыкновенным, и в Швеции отдельные машины имеют пробег до двух миллионов километров.
Тягачи Volvo F89 зарекомендовали себя с наилучшей стороны и создали марке Volvo высокую репутацию в СССР. Основная масса тягачей вернулась в Швецию в соответствии с условиями поставки, но отдельные экземпляры встречались на дорогах до конца восьмидесятых годов.
Следует отметить, что помимо тягачей с вывешиваемой третьей осью поставлялись и машины с колёсной формулой 6×4. Они имели несколько меньшую грузоподъёмность, но большую допустимую осевую нагрузку.
Библиография:
1. Карбанович И.И. Краткий справочник по импортным автомобилям. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Транспорт, 1980 - 192 с.
2. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: ЗАО "Книжно-журнальное издание "За рулём"", 2001. - 576 с.
3. А.Трохачёв Volvo Trucks: 30 лет в России / "Колеса" №71, сентябрь 2003.
Особая благодарность Александру Калиниченко за помощь в подготовке страницы.
Первая партия Volvo F89 прибыла из Щвеции своим ходом. (Фото из журнала "За Рулём") | |
Фото из книги Л. Шугурова "Автомобильная Москва" | |
Volvo F89 на МКАД. Источник неизвестен. |
Вернуться на главную | Вернуться к списку производителей | Вернуться к Volvo |