Tatraplan-600
После окончания Второй мировой войны Чехословакия оказалась в зоне влияния Советского Союза. Естественно, вскоре в стране установился социалистический строй с внедрением плановой экономики. Это не могло не отразиться на положении завода Tatra - ранее входивший в состав промышленного концерна Ringhogger, теперь он был националдизирован.
Несмотря на то, что такой фактор как конкуренция на европейском рынке теперь не играл никакой роли, конструкторы Tatra всё же стремились подтвердить высокую репутацию своей марки. Первоначально планировали возобновить производство довоенной модели Tatra-97, однако она была слишком дорога и сложна в производстве. Тогда на её основе было решено разработать новую модель, получившую наименование Tatra-107 (впрочем, это наименование употреблялось крайне редко, и автомобил был известен как Tatra-600). Интересно, что в ходе проектирования конструкторы неоднократно советовались с Гансом Ледвинкой, в то время сидевшим в тюрьме за сотрудничество с нацистами в годы войны.
Уже в 1946 г первый прототип новой машины вышел на испытания. Фактически, он представлял собой развитие линии довоенных моделей 77-87-97. Автомобиль имел понтонный кузов традиционного для марки Tatra облика, расположенный сзади V-образный четырёхцилиндровый двигатель воздушного охлаждения и независимую подвеску всех колёс. Максимальная скорость 130 км/ч позволяла сравнивать машину с самолётом, что нашло отражение в торговой марке Tatraplan.
В 1947 г началось серийное производство. Летом 1949 г Tatraplan был представлен на Чехословацкой автомобильной выставке в Москве. В том же году И.В. Сталину на семидесятилетие был подарен единственный кабриолет Tatraplan. Впрочем, Сталин им не пользовался, считая открытый автомобиль слишком опасным в случае покушения. В настоящее время этот автомобиль находится в заводском музее.
В 1951 г производство автомобилей Tatraplan было переведено на завод Skoda в Млада Болеславе. Это было обусловлено возраставшим выпуском грузовой модели Tatra-111, немалая часть которых приобреталась СССР. В течение некоторого времени производство Tatraplan продолжалось, но к концу 1952 г было свернуто. Всего выпустили 4200 автомобилей Tatraplan, из которых 2500 были поставлены на экспорт.
В СССР были поставлены несколько сотен Tatraplan. Они были распределены по учреждениям в качестве служебных и в частные руки не продавались.
Вернуться на главную | Вернуться к списку производителей | Вернуться к Tatra |