Tatra-148
С 1969 г. параллельно с выпуском семейства Tatra-138 на заводе началось производство новой серии Tatra-148, постепенно вытеснившей предшественницу. Tatra-148 можно рассматривать, как серьезную модернизацию Tatra-138. На новом автомобиле начали устанавливать 8-цилиндровый двигатель с увеличенным рабочим объемом и мощностью 200 л.с. Двигатель стал значительно менее шумным ввиду оптимизации подвода воздуха для охлаждения и шумоизоляции капота. Подверглись усилению отдельные детали коробки передач, полуоси и элементы ходовой части. Появился межосевой дифференциал между вторым и третьим мостами, снизивший износ шин задних колес. На смену рычажным пришли телескопические амортизаторы, в соответствии с международными требованиями автомобили получили более совершенные тормоза. Для повышения вместимости кузова самосвала запасное колесо переместилось с рамы (оно устанавливалось за кабиной) под кузов, где стало крепиться в наклонном положении. Как и в случае Tatra-111 и Tatra-138 на базе Tatra-148 выпускалась двухосная модификация - седельный тягач Tatra-148NTt.
С 1969 г по 1982 г было выпущено 113647 машин семейства Tatra-148, что значительно превысило объем производства прежних серий. В 1972 г были выпущены 6328 машин, а в 1982 - 14128. Естественно, основным покупателем вновь оказался СССР, где успели хорошо зарекомендовать себя Tatra-111 и Tatra-138. Поставки с СССР увеличивались от 1351 единицы в 1972 г до 4305 в 1982 г.
По результатам эксплуатации в СССР была разработана модификация Arktik.
На базе Tatra-148 производились и поставлялись в СССР следующие спецмашины:
- самосвал с односторонней разгрузкой и кузовом ковшевого типа Tatra-148S-1;
- самосвал с трёхсторонней разгрузкой Tatra-148S-3. Самосвалы составляли большую часть закупленных СССР машин;
- автокраны AD-070, AD-160 (с телескопической стрелой), AD-20 производства CKD Praha;
- экскаваторы D-031a, D-032a, UDS-110a и UDS-113a (оба - с телескопической стрелой) производства завода Podpolianske strojarne (Тисовец);
- различные строительные машины, гудронаторы, миксеры-бетоновозы и т.д.
Библиография:
1. Tatra: вчера, сегодня, завтра. В. Мамедов. Грузовик Пресс, № 8, 2004
2. Tatra 138 - чешская сибирячка. Игрушки для больших, № 30
3. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: ЗАО "Книжно-журнальное издание "За рулём"", 2001. - 576 с.
Особая благодарность Тимуру Бахмутову за помощь в подготовке страницы.
Самосвалы Tatra-148S1 в карьере. Нижневартовский район.(Фото из журнала "Автомобильный транспорт") | |
Самосвалы Tatra-148S1 и Tatra-148S3 в карьере. Нижневартовский район.(Фото из журнала "Автомобильный транспорт") | |
Самосвал Tatra-148S3 в меловом карьере. Донецк.(Фото из архивов донецкого краеведческого музея) | |
Самосвалы Tatra-138S1 и Tatra-148S3 в Ленинградском порту (?). (Источник неизвестен, взято с RC Forum) | |
Tatra-148S1 в СССР. (Источник неизвестен, взято с RC Forum) | |
Самосвал Tatra-148S1 с прицепом. (Источник неизвестен) |
Приведённые ниже фото из чехословацких журналов самосвалов Tatra-148 в СССР найдены в интернете.
На этом и двух следующих снимках - самосвалы Tatra-148S1 и S3, работавшие на тюменских нефтепромыслах. | |
Фото из семейного архива Александра Зозули. Автомобили эксплуатировались автобазой № 5 в посёлке Берелёх Сусуманского района Магаданской области.
О "ТАТРАх" можно говорить много. Выносливая и трудолюбивая, неприхотливая машина. Помню, видел, как некоторые приезжали с одним колесом на переднем мосту, другой балансир - полусось почему то отсутствовал, такое же случалось и со средним или задним мостом. 138 Татры таскали 12-ти тонные прицепы, а уже 148-я 20 тонн, который был трехосный и шире тягача. В основном возили уголь из Аркагалы по поселкам и приискам для отопления. Самые запоминающиеся рейсы были на Магадан, на ТЭЦ (раза три я был в таких поездках).
Уголь возили на какую то сопку, которую из-за своей неприступности водители обозвали "Сапун горой", наперное из-за неприступности... Подъём был не большой, но очень крутой, так что двигатели глохли - и это в конце подъёма, где к тому же был небольшой поворот. Поэтому все КрАЗы, МАЗы, ЗиЛы стояли перед вершиной... Так как мы были тут в первый раз на новой Татре 148, то водители сказали, что они легко преодолевают этот подъём. Ну, мы и поехали без очереди. Но перед самой вершиной случилось непредвиденное - суммарный вес тягача был немного больше веса прицепа и произошел срыв колес с покрытием дороги, то есть колеса гребут, а мы не можем вытянуть 20-ти тонный прицеп... так и встали.. Отец попробовал с блокировкой дифференциала ещё раз стронуться, но в итоге все увидели, как все 6 колес роют грунт. Пришлось просить помощи у другого водителя с нашей автобазы, чтобы на двойной тяге втащить прицеп на вершину. Отцепив прицеп на разгрузку, мы помогли ему таким же способом.
Другой раз мы приехали, когда там был дождь. Трасса была сырая, и все опять стояли и ждали своей очереди, когда КрАЗ - дежурный тягач дотянет очередника на разгрузку. Но случилось так ,что он и сам завяз. Тогда мы расцепились и взяли его на буксир. Помню отец еще спросил какую передачу включать - первую повышенную или пониженную. Включили пониженную, и КрАЗ волоком по грязи на его первой передаче был вытянут из западни - скорости передвижения не совпадали...
Ну и наконец в последний раз, когда мы приехали на разгрузку, то внизу нас попросил водитель с нашей автобазы затянуть его прицеп на разгрузку - у него была бортовая 138я с большим пробегом, двигатель уже не тот - нет той мощности. Проделав все операции по перемещению нашего прицепа на разгрузку, мы спустились за его 12-ти тонным прицепом и легко втащили на сопку...
Вот такие моменты остались в моей памяти. Мне было тогда 12-13 лет (1972-1973гг).
Это первый автомобиль, на котором я впервые сам ездил. Когда мне было лет 10, мы шли из рейса и перед поселком Берелёх на стадионе по первому снегу я делал первые круги, потом постоянно ездил с отцом...
Александр ЗозуляВернуться на главную | Вернуться к списку производителей | Вернуться к Tatra |