Tatra-138

Работы над проектированием нового семейства тяжёлых грузовиков Tatra для замены базовой модели Tatra-111R начались в 1954 г, спустя всего год после начала массового производства семейства Tatra-111.

На момент начала работ всё ещё господствовала концепция универсального грузового автомобиля с бортовой платформой, на шасси которого могут монтироваться различные специализированные кузова и надстройки. Однако уже становилось ясно, что в будущем автомобилестроение пойдёт по пути специализации. Поэтому конструкторы завода Tatra изначально заложили свыше пятнадцати модификаций базового шасси, что позволило в будущем создавать многочисленные специальные машины для работы в разнообразных условиях, отличающиеся максимальной степенью унификации.

Кроме того, конструкторы постарались сделать будущий автомобиль доступным большинству водителей и ремонтопригодным в самых простых условиях. Ранние опытные образцы подвергались исключительно жёстким и длительным испытаниям с целью тщательной проверки надёжности и износоустойчивости всех органов и узлов, вплоть до мельчайших деталей. Испытания не ограничились обычными пробегами по трассе и полигонам. Было решено проверить надёжность машин в тяжёлых условиях эксплуатации, причём они выбирались с учётом высокой аварийности. Водителями опытных машин были выбраны шофёры с низкой квалификацией. Всё преследовало цель исключить благоприятное влияние качественной эксплуатации. Некоторые машины прошли тысячи километров в жестоких морозах Сибири и в знойных пустынях Африки. Автомобиль с честью выдержал все испытания: поломать его не могли даже самые неопытные водители. Последовательное внедрение в самых широких масштабах принципов типизации и унификации деталей и узлов шасси, двигателя и кузовов различного исполнения свело к минимуму число специальных деталей, необходимых для создания отдельных вариантов автомобиля. Это стало важнейшим фактором с точки зрения оборудования станций техобслуживания. При разработке Tatra-138 учитывались требования технологий ремонта. Поэтому все основные узлы машины доступны и могут быть демонтированы с минимальными затратами времени. Как для монтажа, так и для демонтажа требуется незначительное количество специального инструмента, что в свою очередь снизило требования к квалификации автослесарей.

Автомобили серии 138 были оборудованы двигателями Tatra T928. Этот V-образный восьмицилиндровый дизель воздушного охлаждения развивал максимальную мощность 180 л.с. при 2 000 об/мин.

Испытания и доводка заняли долгие пять лет, и первая промышленная партия новых грузовиков Tatra-138 была готова только в 1959 г, хотя автомобиль участвовал в Лейпцигской ярмарке автомобилей 1958 г. Однако затраченное время оправдало себя. Высочайшая надёжность и проходимость позволили новому семейству быстро завоевать любовь водителей. До 1962 г Tatra-138 выпускалась параллельно с Tatra-111. В лучшую сторону отличалась Tatra-138 от своих предшественников и по уровню комфорта. Кабина аэродинамической формы, спроектированная Зденеком Коваржем, была размещена на упругих резиновых прокладках и изолирована от шума. Для водителя было предусмотрено отдельное сиденье с регулировкой, а для сопровождающих лиц сиденье, рассчитанное на двух человек. При необходимости сиденье можно было использовать как спальное место. Рулевое колесо, педали и все рычаги управления имели целесообразные анатомические формы, причём располагались так, что водитель мог манипулировать ими, не изменяя своего положения. Все приборы располагались в поле зрения водителя и хорошо читались. Отличный обзор обеспечивали гнутое ветровое стекло, широкие боковые и задние угловые окна. В кабине устанавливался нефтяной отопитель, работающий независимо от двигателя, имеется эффективный обдув ветрового стекла.

Выпускалась и двухосная версия Tatra-137NT с колёсной формулой 4*4.

Общий объем производства грузовиков Tatra-138 до прекращения их выпуска в 1972 г составил 48222 ед. максимальный объём производства был достигнут в 1971 г - 7243 шт. Основными покупателями чехословацких Tatra-138 были СССР (поставлено 5580, ежегодная поставка - от 500 до более чем 1200), Польша (9923), Румыния (5435). Кроме них Tatra-138 с 1964 года поставлялись ещё в 95 стран мира.

На базе Tatra-138 выпускались и поставлялись в СССР:

- карьерный самосвал Tatra-138S-1 с кузовом ковшевого типа;

- самосвал с трёхсторонней разгрузкой Tatra-138S-3;

- седельный тягач Tatra-138NT;

- гидравлические автокраны AJ-6, D-031 и D-032 (c 1969 вместо D-031) производства завода Podpolianske strojarne (Тисовец);

- миксер-бетоновоз VD-5 производства Витковицкого завода имени К. Готвальда;

- экскаватор с прямой лопатой;

- цистерна Tatra-138C;

- прочие спецмашины.

Библиография:

1. Tatra: вчера, сегодня, завтра. В. Мамедов. Грузовик Пресс, № 8, 2004

2. Tatra 138 - чешская сибирячка. Игрушки для больших, № 30

3. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: ЗАО "Книжно-журнальное издание "За рулём"", 2001. - 576 с.

4. Карбанович И.И. Краткий справочник по импортным автомобилям. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Транспорт, 1980 - 192 с.

Tatra-138 - цистерна для перевозки цемента. Экспонат Международной выставки строительных и дорожных машин, Москва, 1964 г (Фото из журнала "Игрушки для больших")
Tatra-138 - насосная станция. Экспонат Международной выставки строительных и дорожных машин, Москва, 1964 г (Фото из журнала "Игрушки для больших")
Tatra-138 - экскаватор. Экспонат Международной выставки строительных и дорожных машин, Москва, 1964 г (Фото из журнала "Игрушки для больших")
Tatra-138 - кран AP-08. Экспонат Международной выставки строительных и дорожных машин, Москва, 1964 г (Фото из журнала "Игрушки для больших")
Карьерный самосвал Tatra-138S1. Экспонат Международной выставки строительных и дорожных машин, Москва, 1964 г (Фото из журнала "Игрушки для больших")
Самосвал с трёхсторонней разгрузкой Tatra-138S3 . Экспонат Международной выставки строительных и дорожных машин, Москва, 1964 г (Фото из журнала "Игрушки для больших")
Красноярский автокомбинат № 1 эксплуатировал такие самосвальные автопоезда. В качестве тягача выступал самосвал Tatra-138S3, прицеп изготавливался из списанных самосвалов Tatra-111. (Фото из журнала "Автомобильный транспорт") Интересно, что этот снимок публиковался и в чехословацких автомобильных журналах как иллюстрация передового опыта советских коллег.
Миксер-бетоновоз VD-5. (Фото из журнала "Строительные и дорожные машины;)
Самосвалы Tatra-138S1 и Tatra-148S3 в Ленинградском порту (?). (Источник неизвестен, взято с RC Forum)
Самосвалы Tatra-138S3. (Источник неизвестен)
Самосвал Tatra-138S3. (Источник неизвестен, взято с RC Forum)

 

Приведённые ниже фото самосвалов Tatra-138 на Крайнем Севере найдены в интернете.

 

 

Два фото из семейного архива Александра Зозули. Автомобили эксплуатировались автобазой № 5 в посёлке Берелёх Сусуманского района Магаданской области.

 

Вернуться на главную Вернуться к списку производителей Вернуться к Tatra
Хостинг от uCoz