Škoda 9tr
Škoda 8tr стали первыми чешскими троллейбусами, официально поставлявшимися в СССР. Их закупки начались в 1956 г. Однако количество приобретённых 8tr было небольшим. Массовые поставки начались с началом производства новой модели 9tr.
Первый прототип Škoda 9tr появился уже в 1958 г. Фактически это был модернизированный Škoda 8tr. Испытания продлились до 1960 г, а в следующем году был изготовлен второй прототип, практически не отличавшийся от серийных машин. От Škoda 8tr помимо внешности он отличался изменённой электрической схемой и пневмосистемой. Благодаря новому тяговому электродвигателю улучшились ходовые качества.
С началом серийного производства в 1962 г начались и поставки троллейбусов Škoda 9tr в СССР. Как и в случае с предыдущей моделью, основная масса закупленных машин эксплуатировалась в Крыму, в специфических условиях которого отечественные машины зарекомендовали себя не с лучшей стороны. Конечно же, чешские троллейбусы работали в городах прибалтийских республик. Некоторое количество попало в Тбилиси и Кутаиси.
В 1966 г был открыт новый завод Škoda в Острове, что позволило существенно увеличить объём производства. Осоновным покупателем оставался СССР - из 7372 построенных Škoda 9tr 5670 были поставлены в СССР. Помимо Крыма, Прибалтики и Грузии, чешские троллейбусы работали в Киеве и некоторых других городах Украины. В России Škoda 9tr не эксплуатировались - отчасти благодаря тому, что ЗиУ обеспечивал основную потребность российских городов в троллейбусах, отчасти из-за стремления к унификации парка троллейбусов.
Троллейбус Škoda 9tr постоянно совершенствовался и имел немало модификаций. В частности, выпускались двух- и трёхдверная модификации, но в СССР поставлялись только двухдверные машины - принятая в СССР система оплаты проезда предусматривала вход в заднюю дверь, покупку билета у кондуктора и выход в переднюю дверь. Трёхдверная компоновка считалась неудачной (например, по результатам сравнительных испытаний городских автобусов в Москве в 1956 г). Вследствие этого выпускавшиеся в СССР троллейбусы и городские автобусы ещё много лет оставались двухдверными. В 1979 г началось производство модификаций с импульсно-тиристорной системой управления, но в СССР поставлялись только хорошо освоенные эксплуатационниками машины с реостатно-контроллерной системой управления.
В СССР также эксплуатировались троллейбусные поезда из двух Škoda 9tr. Первый такой поезд появился в 1968 г в Киеве, впоследствии троллейбусные поезда эскплуатировались в Киеве, Риге, Таллине и ряде других городов. В некторых источниках их называеют Škoda 12tr, но это не соответствует действительности. Проект Škoda 12tr - модификация, позволявшая троллейбусам работать по системе многих единиц без дополнительных доработок - не вышел за стадию опытных образцов.
Уже в середине семидесятых Škoda 9tr был устаревшей моделью, и к серийному производству был подготовлен новыый троллейбус Škoda 14tr. Однако СССР - основной покупатель троллейбусов Škoda - отказался от закупок новой модели, оснащённой сложной и требовавшей квалифицированного обслуживания испульсно-тиристорной системой управления. Поэтому выпуск Škoda 9tr продолжался до 1982 г. После окончания серийного производства многие города СССР избавились от машин этого типа. Тем не менее, довольно большое количество таких троллейбусов продолжало работать в разных городах. После распада СССР было даже закуплено некоторое количество подержанных троллейбусов для восполненния убыли изношенной матчасти. Среди них были и тиристорные машины, которые переделали под РКСУ.
В настоящее время Škoda 9tr работают в некоторых городах Украины и в Крыму, причём многие крымские троллейбусы миновали сорокалетний рубеж.
Вернуться на главную | Вернуться к списку производителей | Вернуться к Skoda |