Škoda-706RTO

История этого автобуса началась в 1957 г, когда предприятие Škoda освоило производство нового бескапотного грузового автомобиля 706RT, сменившего на конвейере капотное семейство 706R. "Шкода" была одним из основных (вместе с "Татрой" и "Прагой") поставщиков шасси для кузовной фабрики Йозефа Содомки, в конце сороковых переименованной в "Кароса". Так, на шасси 706R выпускалось семейство автобусов 706RO, включавшее в себя городской, пригородный, туристический, а также унифицированные с ними по кузову различные фургоны, рефрижераторы, передвижные библиотеки, медицинские автобусы и т.д. Естественно, с освоением серии 706RT в гамме моделей "Шкоды" появилось и автобусное шасси 706RTO (Ramovy Trambusovy Osobni - рамный, вагонной компоновки, пассажирский). Двигатель устанавливался в передней части кузова справа от водителя. Аналогичная компоновка была применена на советских ЗИС-155 и ЗИЛ/ЛИАЗ-158.

Серийное производство началось 1 января 1958 г. Škoda-706RTO строился в трёх основных модификациях.

Городская версия имела обозначение 706RTO-MTZ (на экспорт поставлялась как MEX). Автобус был рассчитан на перевозку 20 сидячих и 58 стоячих пассажиров. Кузов имел две четырёхстворчатые (позже - двустворчатые) двери с электропневматическим приводом. Возле задней двери находилось место кондуктора. Водительское место было частично отделено от салона перегородкой. Стены салона облицовывались прессованным картоном, потолок - кожзаменителем.

Пригородный автобус 706RTO-CAR внешне отличался отсутствием задней двери и отсутствием указателей маршрута над лобовым стеклом. В салоне в четыре ряда располагались 41 сиденье, ещё 30 человек могли ехать стоя. Дополнительно можно было установить ещё семь сидений. Над рядами сидений располагались полки для багажа.

Наиболее комфортабельным был междугородный автобус 706RTO-LUX. Он оснащался одной дверью, открывавшейся вручную. В салоне располагались 38 кресел "авиационного" типа с обшивкой из кожзаменителя, подголовниками и откидными подлокотниками. На спинках сидений имелись сетки для мелких вещей. Изнутри салон обшивался кожзаменителем. На окнах имелись опускающиеся жалюзи. Над лобовым стеклом LUX устанавливалась фара-искатель, а на крыше - специальный багажник.

Существовал ещё один вариант 706RTO - пригородный автобус на базе варианта LUX. Его появление было вызвано тем, что головное предприятие LIAZ, строившее 706RTO-CAR, не справлялось с потребностью в пригородных автобусах. Было решено освоить их производство на заводе "Кароса" за счёт снижения производства 706RTO-LUX. "Упрощенные" LUX сохранили кузов с одностворчатой распашной дверью и багажником на крыше, но без фары-искателя и застеклённых скатов крыши. В салоне устанавливались 41 сиденье плюс 8 откидных.

Выпуск семейства 706RTO продолжался до 1971 г, когда началось производство нового семейства SD-11.

В 1966 г в связи с модернизацией базового семейства автобусы получили новое обозначение 706MTO. С 1957 по 1971 г были произведены 14969 автобусов Škoda-706RTO/MTO. Производство шасси продолжалось до 1975 г, когда были собраны последние 50. Хотя "Кароса" прекратила выпуск 706RTO, он продолжился в городе Голишов на авторемонтном заводе. Первоначально завод занимался капитальным ремонтом автобусов предыдущего семейства 706RO. При этом автобусы получали кузов 706RTO и новый двигатель, и обозначение 706RTO-P. Отличить эти "гибриды" от оригинальных 706RTO можно было только по колёсам большего диаметра. С 1967 г завод освоил самостоятельное мелкосерийное производство 706RTO на шасси, получаемых с LIAZ, которое продолжалось до 1974 г.

В СССР автобусы Škoda-706RTO появились в 1957 г. Проводившийся в Москве Международный фестиваль молодёжи и студентов потребовал огромного количества комфортабельных автобусов для перевозки иностранных делегатов. Спешно был запущен в серию ЗИЛ-158, наскоро переделанного в туристический ЗИЛ-158А. Однако для подстраховки были закуплены большие партии автобусов ÖAF 5DN-120 и Škoda-706RTO-LUX. Хотя основная доля перевозок пришлась на долю именно ЗИЛов, импортные автобусы были оценены по достоинству. Вскоре в СССР стали поступать партии междугородных LUX и пригородных CAR. LUX использовались на межобластных маршрутах, а также как экскурсионные. В меньшем количестве поставлялись городские MEX и фургоны на автобусном шасси. Также было закуплено малое число передвижных ремонтных мастерских, которые строились по заказу внешнеторговой фирмы PZO Motokov Praga.

"Шкоды" выгодно отличались от советских автобусов с бензиновыми двигателями как уровнем комфорта, так и ходовыми качествами, и пользовались уважением водителей и пассажиров. Однако растущие объёмы поставок автобусов из Венгрии, наряду с быстрым износом и недостатком запчастей, привели к тому, что к началу восьмидесятых "Шкоды" сошли со сцены. "Второе пришествие" "Шкоды"-706RTO в нашу страну состоялось после распада СССР и Варшавского блока. К тому времени городские автобусы были давно списаны, но немало пригородных и междугородных ещё эксплуатировалось. Часть этих машин попала в Россию и страны СНГ, где использовалась для пассажирских перевозок или переделывалась в грузовые.

Библиография:

1. Карбанович И.И. Краткий справочник по импортным автомобилям. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Транспорт, 1980 - 192 с.

2. Биржа плюс - Авто. Коллекция. 1 января 2005 г. Олег Тимирязев.

3. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: ЗАО "Книжно-журнальное издание "За рулём"", 2001. - 576 с.

4. Автомобильный транспорт, № 10, 1958.

 

Особая благодарность Тимуру Бахмутову за помощь в подготовке страницы.

 

Городской автобус Škoda 707RTO-MEX. (Фото из газеты "Биржа плюс - АВТО")
Пригородный автобус Škoda 706RTO-CAR. (Фото из газеты "Биржа плюс - АВТО")
Междугородный автобус Škoda 706RTO-LUX. (Фото из газеты "Биржа плюс - АВТО")
Пригородный автобус Škoda 706RTO-CAR. (Источник фото неизвестен)
После списания многие автобусы Škoda 706RTO переделывались в передвижные кафе или другие спецмашины. Этот автобус использовался как диспетчерский пункт в составе передвижного комплекса техобслуживания Ворошиловградского областного управления грузового автотранспорта в 1982 г. (Фото из журнала "Автомобильный транспорт")
Туристические автобусы Škoda 706RTO-LUX на стоянке с ЛАЗ-699 и ЗИС-127. (Фото из фотоальбома "Донецк")
Междугородный автобус Škoda 706RTO-LUX. (Данное и следущее фото взяты с сайта, контент которого без указания источников целиком позаимствован с других автомобильных сайтов, в том числе с нашего. Поэтому адрес не указывается. Тем более, что упомянутый сайт уже не существует. )
Междугородный автобус Škoda 706RTO-LUX.

 

Вернуться на главную Вернуться к списку производителей Вернуться к Škoda
Хостинг от uCoz